Мне хочется немного поговорить здесь о кризисе четверти жизни или, предав чуть-чуть романтики названию, кризисе ¼ пути.
На мой взгляд это наименее изученный на сегодняшний день кризис.
Концепции возрастной психологии, как отечественные, так и зарубежные, различают и уже уделили достаточно внимания кризисам начала жизни (кризису новорожденности, кризису 3-х лет, кризису 7-ми лет и кризису переходного возраста) и кризисам зрелости (пресловутому кризису среднего возраста, кризису выхода на пенсию и кризису старости и принятия своей конечности), опустив огромный период жизни между.
Безусловно, это было сделано не нарочно. Достаточно обратиться и порассуждать о периоде, когда жили и творили те, кого мы сейчас считаем мэтрами возрастной психологии — Лев Выготский, Алексей Леонтьев, Даниил Эльконин, Дэниэл Левинсон, Эрик Эриксон — ХХ-му веку, последнему столетию в истории человеческой цивилизации, когда жизнь имела стабильный и предсказуемый уклад. Большие семьи, профессии, передающиеся из поколения в поколение, общественная мораль, четко диктующая, что можно, а что нельзя, определенное для каждой социальной группы отношение к деньгам — все стабильно, все по накатанной, все “как у всех”. Личные поиски и индивидуальный выбор — вещи редкие, часто продиктованные лишь по-настоящему драматическими событиями (шекспировская история Гамлета или история Пьера Безухова из “Войны и мира” Толстого).
Но все начинает изменяться с приходом цифровых технологий и развитием интернета. Впервые в истории появляется возможность, не покидая своего дома, исследовать мир на тысячи километров вокруг, наблюдать вариативность в отношении социальных, культурных и гендерных ролей, знать о свободе жить иначе. Мир требует поиска и нахождения собственных смыслов и направлений, недавней пандемией и массовой релокацией лишь усилив этот процесс.
Поэтому чувство растерянности — базовое переживание, лежащее в основе множества историй, с которыми обращаются ко мне в терапию люди возраста 22-28 лет — неопределенность и сомнения относительно выбранного жизненного пути, сделанных ранее выборов.
К другим феноменам этого периода я бы отнесла переживания одиночества и изоляции, сравнение себя с окружающими, ощущение собственной неполноценности, эмоциональное истощение, тревогу и депрессию.
Что можно делать, чтобы справиться с кризисом четверти жизни?
Во-первых, начать размышлять на тем, что на самом деле с вами все в порядке. Этот кризис — еще одна стадия вашего развития, через нее проходят все. Причастность приносит облегчение.
Во-вторых, напоминать себе, что любой кризис временен. Ведь если вы сейчас в этой точке, то значит уже были кризисы, через которые вы как-то прошли. А значит, у вас есть навык справляться с трудностями.
Дать себе время. Не пытайтесь решить все сразу. Растерянность проходит, если позволить себе замедлиться и осмотреться вокруг.
Возвращать управление ситуацией. Сконцентрируйтесь на том, что можно сделать здесь и сейчас, и начните с небольших шагов. Это может быть что-то простое и кстати совершенно не относящееся к “больному” вопросу. Например, шаги направленные, на заботу о вашем физическом состоянии. Все связано.
Заглядывать внутрь. Замечайте, когда увлекаетесь сравнением себя с другими — будь то ваши реальные знакомые или лица из соц сетей. Задайте себе вопрос, а все ли ваши нынешние ориентиры подкреплены вашими истинными ценностями?
Искать единомышленников и группы, где можно открыто говорить о своих переживаниях и получать поддержку.
И помнить — кризис четверти жизни — это не конец, а начало пути к новому пониманию себя.